Как выбраться из мусорной ямы

Версия для печатиОтправить на почтуPDF версия

В пятницу 20 июня 2014 года меня как всегда дружно атаковали корреспонденты разных СМИ с просьбой дать свой комментарий по новой инициативе московских депутатов, предлагающих увеличить штраф за шум в ночное и утреннее время. Поводом для очередного пробуждения творческой активности народных избранников послужили жалобы  жителей (и особенно жителей Восточного округа) на шум в «запретное» время от работы мусоровозов, которые забирают бытовой  мусор из контейнеров в жилых кварталах. Казалось бы, повод банальный, но, если заглянуть вглубь «мусорной ямы», это серьезный звоночек давно назревавшей городской проблемы, связанной с вывозом твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. И решить эту проблему будет, возможно, сложнее, чем транспортную, поскольку оная лишь одна из причин проблемы мусорной.

 Другая причина – постоянно возрастающее потребление москвичами промышленных и продовольственных товаров.  Куда идет упаковка и пищевые отходы? – в мусорные баки и контейнеры. Вторая причина – миграция, быстрый рост населения столицы как за счет приезжающих из всех уголков родной страны, так и из других государств (преимущественно из ближнего зарубежья) в поисках работы. В результате приезда первых увеличивается плотность существующей застройки новыми домами, а в результате поселения вторых уплотняются старые дома: появляются так называемые «резиновые» квартиры и заселенные подвалы. Опять-таки, больше людей – больше мусора. Рост обеспеченного населения (в том числе за счет приезжих) приводит к росту автомобильного транспорта. По некоторым оценкам сейчас в городе, где проживает почти 20 млн. человек (из них более 11 млн. постоянно), более миллиона личных автомобилей. В рабочее время они находятся на улицах, пропускная способность которых не поспевает за нашим желанием ездить на собственном авто, а после работы - в основном на открытых парковках возле нашего жилья. Мечты москвичей на эконом-место в «народном гараже» угасли года три как назад  после появления молодых энергичных и деловых чиновников вместе с новым мэром Москвы, уже без смущения заявляющих, что Москва не для бедных. Строительство же парковочных карманов вдоль городских магистралей лишь на время уменьшило дефицит парковок, и новые автомобили стали буквально тулиться на любых свободных местах возле многоквартирных домов: на газонах, на поворотах внутриквартальных проездов, на выделенных местах для спецтехники, возле школ, детских садов. Возле дома парковаться удобно: машина всегда на глазах либо «на слуху», погрузка и выгрузка вещей много времени и сил не занимает. А результат: к ночи все внутриквартальные проезды заставлены легковыми автомашинами вплоть до самых мусорных баков. До них, до заветных, мусоровоз (Faun) не может добраться в дневное время - пробки на городских магистралях, а в  ночное и утреннее тоже с трудом – пробки на парковках, то есть на подъездах к мусорным бакам. Если кто-то из жалующихся на шум не видел, как большой неповоротливый фаун добирается до мусорной площадки, рекомендую посмотреть. Это высший пилотаж. Однако без местного лоцмана из жилищной подрядной организации добраться до баков вообще бесполезно. С многочисленными доворотами, в сантиметрах от дорогих и не очень иномарок, с наездами на давно замятые газоны и уже поваленные бордюрные камни и, наконец, мусорная площадка уже рядом, или не совсем. Тогда сопровождающие машину начинают тащить гремящие железные баки до остановившегося фауна, и начинается «утренняя мусорная симфония», которая некоторым, плохо знающим музыку большого города, не нравится. Не нравится эта «музыка» и пожилым, страдающим бессонницей пенсионерам, которым как раз к утру и посчастливилось задремать.

И опять всегдашние вопросы: кто виноват и что делать. Конечно, как всегда (и во-первых) виноваты городские власти, которые не могут решить мусорную проблему. Но виноваты и мы сами-горожане, полагая, что наше дело потреблять и требовать, а дело власти нам давать и решать.  Но так уже не получается. Желая жить лучше, мы вынуждены за это больше платить.

Вот депутаты, не шибко напрягаясь в процессе «законотворчества», предлагают увеличить размер штрафа за шум с управляющих домами либо с мусоровывозящих компаний. Хорошо, а кто этот штраф, в конечном счете, заплатит: мы жители, в том числе те, кто жалуется и не спит из-за шума. Просто повысятся тарифы на вывоз ТБО. Да, благо бы шума не стало, но, как бы не так. Ведь для мусоровозов ничего не изменится. Именно утром они приезжают  в жилые кварталы не по своей прихоти, не из желания досадить мучающимся бессонницей, а потому что не могут сделать свое дело в другое время по технологическим проблемам: пробки на дорогах.

Можно, конечно, использовать малоемкие  и более подвижные фауны, которые бы в дневное время свозили мусор в более доступное  для больших фаун место, но ведь это дополнительны затраты: а мы хотим и шума не слышать, и платить по-старому.

Оказывается, есть он выход и давно известен, и денюжку платить за вывоз мусора совсем не нужно, а совсем наоборот, ее еще и получить можно, правда, не по нутру этот выход нашему иждивенческому менталитету: каждая семья  не смешивает появляющийся мусор и не выбрасывает его в мусоропровод, а сама занимается его раздельным сбором, раскладывая в разные пакетики бумагу, пластик, стекло, пищевые отходы,  и выставляет мешочки в особое место в доме либо во дворе. А коммерческая  фирма  вывозит уже разобранный мусор небольшими партиями на мусороперабатывающие (а не на мусоросжигающие) заводы, которые делают сырье либо уже готовую новую упаковку, либо вторично используют сырье для других целей. Эта схема эффективно (и безропотно) десятки лет используется в развитых странах, которые за счет вторичного сырья покрывают от 20 до 70% своих ежегодных потребностей. Но это уже другой уровень культуры, другой менталитет, в основе которого уважение граждан закону, который сами они и устанавливают. Президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов более 15 лет «проталкивает» такую инициативу в городе, но городские власти, соглашаясь, лишь одобряют, но никак не помогают, а то и мешают. Правда, отдельный опыт в домах товариществ собственников жилья уже есть.

Мы может какое-то время потерпеть, можем продолжать жаловаться, но время возьмет свое и жизнь заставит нас самих браться за решение нами же создаваемых проблем, не перекладывая их на чиновников. И одна из главных – экономия во всем и всего.

Правительство Москвы уже несколько раз проводило эксперименты по раздельному сбору мусора в разных административных округах, но все они результатов не давали. Почему? Полагаю потому, что местные власти не создают условия для развития жилищного самоуправления, не помогают жителям в одном доме объединиться и жить на принципах русской общины: один для общины и община для одного. Видя низкую активность граждан в решении бытовых проблем и их желание переложить решение этих проблем на органы власти, чиновники пытаются все проблемы решать сами, как лучше, но получается как всегда: число жалоб граждан увеличивается как и размер недвижимости власть придержащих.
 

Деятельность: 

Материалы по теме

Фонд президентских грантов

Получатель гранта Президента
Российской Федерации 
на развитие гражданского общества, 
предоставленного
Фондом президентских грантов